Брачный договор, как условная сделка

Брачный договор, как условная сделка

В практике часто возникают ситуации, когда лица, намеревающиеся заключить брачный договор, хотят прописать условия, регулирующие совместную жизнь, но не имеющие отношения к имущественным правам супругов. Достаточно часто возникают вопросы касательно супружеской измены, желания рождения ребенка определенного пола или же совершение/отказа от совершения иных действий. В данной работе мы попытаемся ответить на вопрос: возможно ли включение подобных положений в брачный договор?

П. 3 ст. 42 устанавливает, что брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Из данной нормы казалось бы явно следует, что супруги не могут регулировать неимущественные отношения (понятие неимущественных отношений всем понятно и раскрывать его представляется нецелесообразным). Именно исходя из данной статьи множество юристов полагают, что в брачном договоре супруги не могут установить никакие иные положения, кроме регламентирующих имущественные отношения в семье.

Действительно, российское законодательство, в отличие от западных систем, не предусматривает возможность включения в брачный контракт таких положений, как, например, обязание одного из супруга выполнять какие-либо действия в супружеской жизни, как-то готовить еду, водить ребенка в школу, осуществлять приборку в доме и тд; или же, наоборот, воздержаться от действий (супружеская измена, менять внешний вид и тд).

Однако, российскому гражданскому законодательству известно понятие условной сделки, или же сделки, совершенной под условием. Так, ст. 157 ГК

РФ гласит: 1. Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. 2. Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

В силу того, что Брачный договор является сделкой, то к нему применимо положение ст. 157 ГК РФ. Другими словами, в брачном договоре супруги могут «привязать» свои имущественные права в зависимость к какому-либо условию, в том числе, регулирующему неимущественные отношения внутри семьи. В качетсве примера можно привести: супруг, уличенный в измене, лишается какой-либо части совместно нажитого имущества; супруг, инициирующий процесс развода, лишается половины в своей доли совместно нажитого имущества.

Из данных примеров следует, что супруги регулируют исключительно имущественные отношения, направленные на изменение законного режима имущетсва супругов. То есть формулировка осуществляется на основании причинно-следственой связи, когда наступление следствия ставится в зависимость от причины. Как указывалось выше, и, исходя из теории условных сделок, условие (причина) может быть как положительное, так и отрицательное.

Одновременно, нельзя забывать о запрете условий брачного договора, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства, необходимо помнить положения о кабальности сделки. Поэтому, включение положений с условием, о которых идет речь в данной статье, необходимо использовать обдуманно и осторожно, не забывая о правх и интересов обоих супругов.

Разумеется, включение подобных условий в брачный договор зачастую осложняется несогласием нотариуса на утверждение и заверение подобного рода договоров, связанным с опаской нотариуса на дальнейшее признание как части, так и всего договора недействительным в судебном порядке. Полагаем, что в случае проверки наличия обоюдного волеизъявления сторон на включение условий в брачный договор, понимания ими последствий таких формулировок, а также их соответствие законодательству, основным началам закона и, в какой-то степени, нормам морали, нотариусы не должны отказываться от заверения брачного договора.

Российские брачные договоры достаточно редко имеют в своем тексте положения, регулирующие имущественные отношения в зависимости от наступления или ненаступления каких-либо условий. Однако, это не означает, что подобные условия не имеют право на жизнь или же нарушают закон. Супруги или люди, вступающие в брак, достаточно часто хотят иметь в брачном договоре положения, которые, по их мнению, помогут им укрепить и сохранить семейную жизнь. Именно поэтому, по-нашему мнению, практику включения в текст брачного договора положений, изменяющих режим совместной собственности в зависимости от различного рода условий, в том числе и неимущественного содержания, необходимо расширять и применять чаще.